Манипуляции заказчика, направленные на снижение цены за работу доставляют много головной боли частным электрикам, а также руководителям электромонтажных бригад и фирм. Обратите внимание – речь здесь идёт не о снижении суммарной стоимости проекта, а именно об уменьшении цены работы (труда). Не так уж редка ситуация, когда за счёт «активной экономии» на оплате труда заказчик пытается выкроить средства для приобретения дорогостоящих материалов и даже предметов роскоши.
Основные манипуляции заказчика прекрасно иллюстрирует
картина Натальи Сюзевой «Кукловод» («Puppet master»).
Основное средство против подобных манипуляций со стороны заказчика – чётко выстроенная система ценообразования. Создав собственную эффективную систему ценообразования, Вы сразу будете понимать, за какую работу стоит браться, а за какую – нет, какое предложение стоит рассматривать, а какое – лишь пустая трата времени на очевидный геморрой.
Как реагировать на манипуляции со стороны заказчика?
Реагировать надо спокойно, что называется, не терять головы. Относитесь к ним, как к играм капризного ребёнка. Заказчик может играть сколько угодно, но… ровно до той поры, пока это не надоест папе. И, разумеется, не приступайте к работе, пока все противоречия не разрешены.
Самое главное, чтобы Вы полностью понимали собственные интересы и могли отследить то, что им может угрожать. Данное понимание позволит сделать правильные выводы из первичного общения с заказчиком. Стоит ли иметь с ним дело вообще? Сколько придётся потратить энергии (времени и прочих ресурсов) на «рихтовку» его позиции? Потребовать ли более высокую, чем обычно, предоплату? Поставить ли дополнительные условия относительно качества выполнения работы, инженерного надзора за действиями специалистов общестроительного профиля или и так сойдёт?
На самом деле ситуация достаточно печальна. Горькая правда состоит в том, что на получение достойного дохода (и тем более, на значительное увеличение своих доходов) может рассчитывать лишь тот, кто умело использует эмоции и инстинкты своих потенциальных заказчиков и не позволяет им совершать аналогичные действия против себя. На войне как на войне. Если и встречаются исключения из этого правила, то очень редко.
В то же время не следует рассматривать приведённый выше абзац как призыв к тотальному обману заказчиков. Опускаться до этого совершенно не требуется, тем более, что в жизни полно ситуаций, когда заказчик, говоря словами классика русской литературы, «сам обманываться рад». Впрочем, ещё успеем поговорить об этом – всё в своё время.
Далее рассмотрим основные типы манипуляций заказчика, направленных на снижение оплаты труда (услуг) подрядчика.
Primis adipiscing non lobortis porttitor cras elit tempor vestibulum non ligula molestie massa consectetur.
Leave a reply