Рынок электротехнических услуг (как и любой другой рынок) – это место столкновения интересов. Часто всё это имеет неприглядный вид – как сами интересы, так и их столкновения.
Когда-то Карл Маркс сказал, что ради 300% годовых капитал пойдёт на любое преступление. Вряд ли стоит воспринимать марксово изречение совсем уж буквально, но… пожалуй, саму тенденцию Маркс уловил верно.
Увлёкшись шельмованием капиталистов (а также стремясь записать в капиталисты всех, кто не желает «работать на дядю»), экономисты, социологи и простые люди (обыватели) упустили из вида важнейшую деталь. По другую сторону рынка сосредоточились игроки, которые в массе своей ничуть не лучше алчных дельцов. Свою подлость они прикрывают безобидно звучащей формулой «сэкономленное = заработанное». «Нет такого преступления, на которое потребитель не пойдёт ради 80% скидки!» – отвечаю я ортодоксальным марксистам, и сама жизнь, сама практика предоставления электротехнических услуг населению постоянно подтверждает мои слова.
К сожалению, многие наши коллеги тоже в упор не видят обсуждаемую здесь проблему (порой складывается впечатление, что они просто не хотят её видеть – так им «комфортнее» живётся).
Манипуляции заказчиков чрезвычайно разнообразны. Стараясь смотреть на вещи системно, из всего многообразия мы попытались выделить типичные манипуляции. Их и будем рассматривать в данном разделе.
Часть манипуляций (связанных непосредственно с ценообразованием) уже рассмотрена в другом разделе сайта «Продавец света.ру» – «Манипуляции заказчика вокруг ценообразования — как реагировать».
Primis adipiscing non lobortis porttitor cras elit tempor vestibulum non ligula molestie massa consectetur.
Leave a reply